Вторая половина 1970-х
Панк-рок
В конце 1970-х приобретает популярность стиль панк-рок, пришедший на смену прогрессивному року, зародившийся в Англии. Музыка панк-групп была зачастую небрежна и примитивна с музыкальной точки зрения, что сполна компенсировалось язвительными и критичными текстами и необузданой анархичной энергией. Самые известные группы: Sex Pistols, The Clash, Ramones, Dead Kennedys и другие. В США прототип панка играли ещё в конце 1960-х Iggy and the Stooges — ранняя группа Игги Попа. Панк-музыка появляется как альтернатива коммерческой поп-музыке и противостояние общественным порядками и устоям. Панку присуще бунтарское начало, по сути, панк был всегда, ведь во все времена существовали протестанты, которые были не согласны с общим мнением. Ну, а если говорить о музыке, то визитной карточкой, лицом панк-рока стала группа «Sex Pistols», которая прославилась как самая скандальная и провокационная группа Лондона и вообще всего Туманного Альбиона.
На основе панка возникло движение пост-панк, яркими представителями которого являются Joy Division, ранние The Cure.
Панк-рок
В конце 1970-х приобретает популярность стиль панк-рок, пришедший на смену прогрессивному року, зародившийся в Англии. Музыка панк-групп была зачастую небрежна и примитивна с музыкальной точки зрения, что сполна компенсировалось язвительными и критичными текстами и необузданой анархичной энергией. Самые известные группы: Sex Pistols, The Clash, Ramones, Dead Kennedys и другие. В США прототип панка играли ещё в конце 1960-х Iggy and the Stooges — ранняя группа Игги Попа. Панк-музыка появляется как альтернатива коммерческой поп-музыке и противостояние общественным порядками и устоям. Панку присуще бунтарское начало, по сути, панк был всегда, ведь во все времена существовали протестанты, которые были не согласны с общим мнением. Ну, а если говорить о музыке, то визитной карточкой, лицом панк-рока стала группа «Sex Pistols», которая прославилась как самая скандальная и провокационная группа Лондона и вообще всего Туманного Альбиона.
На основе панка возникло движение пост-панк, яркими представителями которого являются Joy Division, ранние The Cure.
Конец 1960-х, 1970-е
Хард-рок
К концу 1960-х годов на основе британского бита и психоделии окончательно сформировывается новое направление рок-музыки — хард-рок. Основоположниками стиля принято считать три британские группы: Black Sabbath, Deep Purple и Led Zeppelin, однако отдельные черты хард-рока прослеживаются в творчестве ранее образовавшихся команд, таких как The Who, The Kinks, Yardbirds, The Rolling Stones. Максимально приблизились по звучанию к хард-року группы Iron Butterfly, Blue Cheer и, особенно, Cream — эту британскую группу часто называют самой первой группой хард-рока. Наиболее известными группами хард-рока являтся: AC/DC, Black Sabbath, Deep Purple, Grand Funk Railroad, Led Zeppelin, Nazareth и Uriah Heep.
Основным инструментом хард-рока остаётся, как и прежде, электрогитара, но часто лидируют или совмещаются с гитарами и клавишные. От психоделии хард-рок перенял длинные сольные партии электрогитары, получившей большую свободу в мелодике и гармонии. Характерной чертой стиля является увеличившееся значение ритм-секции. Слаженная работа ударника и бас-гитариста стала играть намного большую роль. Вместе с этим стали широко использоваться риффы — короткие повторяющиеся музыкальные партии гитары — ставшие отличительной особенностью хард-рока и, позднее, хэви-метала. Обычно риффы играются на протяжении всей композиции, прерываясь только для исполнения соло, и поддерживают ритм-секцию, нередко попадая в унисон с линией бас-гитары. Все это, вместе с возросшей громкостью и драйвом, привело к ощущению «тяжести» звучания музыки.
Мелодически упрощённый и облегчённый для восприятия, или смешанный с другими стилями рок-музыки хард-рок стал отправной точкой таких направлений как глэм-рок, хэви-метал, грандж и хардкор.
Прогрессивный рок
Прогрессивный рок, появившийся во второй половине 1960-х отличается стремлением музыкантов расширить арсенал используемых средств музыкальной выразительности, как правило, за счёт усложнения музыки для понимания и восприятия, и частичного или полного отказа от её коммерциализации.
Исполнители прогрессивного рока старались отойти от ограничений популярного рока и поп-музыки и разнообразить гармонии, ритм, мелодии своих композиций. Нередко усложнялись структуры композиций, росла их продолжительность, многие из них стали состоять из нескольких частей и строились по канонам классической музыки. Так же усложнились аранжировки и увеличился набор используемых музыкальных инструментов. Широкое распространение получили концептуальные альбомы, появившиеся ещё во времена The Beatles.
Среди известнейших представителей: психоделические в ранние годы Pink Floyd, блюзовые до третьего альбома включительно Jethro Tull, Yes, Genesis и King Crimson, чей альбом In the Court of the Crimson King многие называют первым альбомом прогрессивного рока.
Краут-рок
В Германии чуть позже (конец 1960-х — начало 1970-х) возникло направление краут-рок, также имеющее отношение к прогрессивному року и психоделии. Будучи по своей сути структурно усложнённым психоделическим роком, краут-рок, в отличие от классического прогрессива, взял намного меньше элементов из классической музыки. С другой стороны, на его развитие повлиял немецкий музыкальный авангард середины XX века (в том числе Карлхайнц Штокхаузен), и в музыке намного чаще использовались синтезаторы, что заложило основу будущей школе германской электронной музыки. Среди самых известных групп краут-рока: ранние Kraftwerk, Can, Amon Düül II, Neu! и Guru Guru.
Глэм-рок
Параллельно с хард-роком развивалось и другое новое направление рок-музыки — глэм-рок. В некоторой степени он стал противоположностью усложнённого и трудного для восприятия неподготовленным слушателем прогрессивного рока. Главной целью, преследуемой этим стилем, было упрощённое восприятие музыки, легко запоминающиеся мелодии, яркий сценический образ, а так же эффектные и красочные шоу, сопровождающие исполнение музыки. Несмотря на все это, в музыкальном плане глэм-рок относительно разнообразен, из-за сочетания черт различных направлений рок — и поп-музыки.
В 1970-х годах, с появление глэм-рока, стал известным один из наиболее влиятельных рок-музыкантов — Дэвид Боуи. Боуи удаётся на протяжении почти 40 лет подстраиваться под новые направления в музыке, смело экспериментируя с различными стилями, но при этом сохранять элементы своего собственного узнаваемого стиля.
Другие известные группы и исполнители глэм-рока: T. Rex, Гэри Глиттер, Элтон Джон, Род Стюарт, Элис Купер, Queen, Slade, Sweet и Kiss.